С приходом власти нового руководства общественность Северной Осетии-Алании, естественно, внимательно и предвзято следит за изменениями, происходящими в республике. Особенно волнуют людей вопросы социально-экономического развития РСО–А, как базиса для укрепления и других важных сфер жизнедеятельности. Наша новая рубрика «Стратегия развития: взгляды и мнения», как раз и станет аккумулятором планов и идей, мыслей и мнений представителей властных структур, экспертов, рядовых читателей о будущей Стратегии развития республики.
Судя по вопросам, которые регулярно звучат в прессе и адресуются руководству республики о разработке проекта Стратегии социально-экономического развития РСО–А на период до 2030 года, эта тема волнует не только специалистов...Действительно, в какой республике мы, ее жители, планируем и хотим жить через десяток лет? Как представляем будущее? Что должны и готовы сделать, чтобы жить лучше? Что оставим своим детям? Над этими вопросами задумывается, пожалуй, каждый из нас. И хотя мнения зачастую прямо противоположные, у большинства они сходятся в одном: устали жить бедно, бояться завтрашнего дня и мириться с тем, что дети уезжают в поиске работы и лучшей доли, а старики остаются без присмотра... С чего начать? Основные подходы к формированию проекта стратегии развития республики, характеристика работы, которая ведется, в частности, Министерством экономического развития РСО–А, уже изложены в предыдущих публикациях по этой теме. Поделюсь и я своим взглядом на ситуацию.
Вопросы сложные, но давайте попробуем ответить на них, отойдя от специальных терминов и научных выкладок, с точки зрения рядового жителя республики, его потребностей и ожиданий. Прежде всего для чего нужен проект стратегии (буду коротко так его называть)? Разрабатывали, утверждали, тратили немалые деньги уже не раз. В итоге получали стратегии, которые по большому счету ни на что не влияют, никому не нужны, «пылятся на полках», да и все...Тогда зачем в очередной раз тратить силы, время, средства?
Представим, что наш рядовой житель, на которого мы договорились ориентироваться, решил из плохонькой квартиры перебраться в красивый собственный дом. О чем мы его спросим в первую очередь?
– Мечты – это прекрасно, но что у тебя есть, чтобы купить новый дом?
То есть мы станем уточнять его возможности и реальность достижения цели в сложившихся рыночных условиях. Заведем разговор о ценах на дома, хорошо ли он понимает, на что «замахнулся», наверняка обсудим какие-то варианты и механизмы приобретения недвижимости, которыми кто-то уже успешно воспользовался, и т.д.
Точно так же и с проектом стратегии. Мы ставим стратегические цели развития до 2030 года: избавиться от государственного долга, нарастить собственную налогооблагаемую базу, активно привлекать внешние и использовать внутренние инвестиционные ресурсы, чтобы хватало средств на стабильное социально-экономическое развитие и качественное улучшение жизни людей. Для этого надо развивать производственную сферу на новой технологической основе, активно создавать рабочие места и условия, когда предпринимателю будет выгодно работать на территории своей республики, а не уезжать с деньгами, технологиями, накопленным опытом в другие регионы.
Надо сделать так, чтобы среди других регионов инвестор выбирал нашу республику как наиболее комфортную и перспективную для реализации инвестиционных проектов, и вкладывал деньги в ее развитие. А чтобы превосходить кого-то в рыночных условиях и побеждать, надо проанализировать его и свои сильные и слабые стороны, сосредоточить имеющиеся ресурсы (финансовые, трудовые, природные и т.д.) на использовании и развитии своих конкурентных преимуществ, на реализации тех масштабных инвестиционных проектов, которые смогут изменить сложившуюся экономическую ситуацию «отставания», будут способствовать формированию новых отраслей, направлений социально-экономического развития и обеспечат качественный экономический «рывок». То есть пойти по пути поиска и реализации самых передовых инновационных разработок и технологий и организовать производства востребованной рыночной продукции.
Так после войны возродила свою экономику на новой технологической основе Япония, и не одна она...
Мы анализируем развитие не только зарубежных стран, но и регионов Российской Федерации. Примеры успешного регионального развития тоже связаны с тщательным анализом рынка, конкурентоспособности и «прорывными» проектами. При этом у нас есть возможность не повторять ошибок тех регионов, которые сейчас в ряду успешных и самодостаточных, а внедрять лучшие их практики. Для этой работы и приглашены специалисты консорциума «Леонтьевский центр – AVGroup» c многолетним региональным и международным опытом разработки стратегических документов. Безусловно, мы лучше знаем свои проблемы и причины их возникновения, но они могут квалифицированно и объективно оценить наши возможности и определить наиболее эффективные механизмы их решения в сегодняшних условиях. Нам предстоит совместно с ними отобрать наиболее перспективные и значимые для социально-экономического развития республики «флагманские проекты», обеспечить их продвижение на федеральном уровне.
В действующей Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия–Алания до 2025 года, утвержденной Законом РСО–А от 28 декабря 2012 г. № 54-РЗ, такой масштабный проектный подход, когда надо определить, за счет каких проектов, в каких отраслях с учетом территориального развития стратегия будет реализовываться, просто отсутствует. Кроме того, за пять лет произошли значительные изменения по всем аспектам развития республики, которые надо проанализировать и учесть. Нужно соответствовать и новым требованиям к документам стратегического планирования, которые были утверждены в 2014 году Федеральным законом № 172 – ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В совокупности все перечисленные и многие не обозначенные в этой статье аргументы привели к необходимости разработки проекта стратегии с привлечением консорциума «Леонтьевский центр – AV Group». С января текущего года ведутся работы по первому этапу разработки проекта стратегии – стратегической диагностике состояния, приоритетов и перспектив развития республики.
Следующий вопрос: с чего начать? Ведь и промышленность, и социальные объекты, жилищно-коммунальная и другие сферы в таком состоянии, что требуют безотлагательных решений и напрямую влияют на качество жизни людей. Проблемы накапливались десятилетиями. Многие из необходимых решений уже озвучены в Послании Главы Республики Северная Осетия–Алания. Не буду их повторять. Но мое глубокое убеждение, что стратегически важно преодолеть зависимость от внешних поставщиков энергоресурсов.
В настоящее время объем производства электроэнергии собственными генерирующими источниками в республике составляет не более 16% от внутреннего потребления, следовательно, необходимо развивать и укреплять собственную энергетическую базу, осваивая имеющиеся возобновляемые энергетические ресурсы. Экономическое развитие, в первую очередь – промышленное развитие, и конкурентоспособность производимых товаров (услуг) можно обеспечить при наличии дешевой электроэнергии, а мы ее получаем по рыночным ценам, да еще через систему посредников. При наличии несовершенной федеральной тарифной политики и недостаточного контроля над потреблением это «вырастает в березы» на крышах зданий промышленных предприятий, которые мы наблюдаем уже не один год: невыгодно в таких условиях производить и создавать рабочие места.
Особое значение энергетика имеет еще и с точки зрения развития горных территорий. Сможем «запитать» их дешевой энергией с помощью строительства малых ГЭС, альтернативных источников энергии, создадим необходимую инфраструктуру (например, дороги) и механизмы для привлечения предпринимателей, туристов, ученых и др., и очень скоро мы получим экологически чистую продукцию, развитый туризм, научно-исследовательские центры международного уровня, продукцию народных художественных промыслов, новые строительные материалы и т.д.«Швейцарии» тоже ведь не сразу создавались, а мы по природно-климатическим условиям ничуть не уступаем... Так, огромную социальную проблему чрезмерной урбанизации населения республики можно решить, превратив в конкурентное преимущество... Тогда будут востребованы и те научные разработки, которые ориентированы на специфику республики в области исследования горных территорий, развитие отраслей сельского хозяйства и промышленности, туризма, использование природных ресурсов для оздоровления, лечения и многое другое.
При этом никто не отрицает необходимость строительства перерабатывающих производств в каждом районе равнинной части республики. У нас есть, без преувеличения, славные традиции таких промышленных производств, которые в недавнем прошлом «гремели на весь Союз», вспомним БМК, консервные заводы... Будет система стимулирования и сбыта на такие перерабатывающие предприятия продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах, крестьянских фермерских хозяйствах, в различных предпринимательских структурах, и жители республики начнут массово выращивать фрукты, овощи, ягоды сдавать их и зарабатывать. Отсюда – занятость населения, и повышение уровня жизни сельского населения, и решение многих социальных проблем. Начнет развиваться сельхозкооперация...
Но главный вопрос в современных условиях – сбыт готовой продукции, многие рынки сбыта уже заняты, в том числе нашими соседями... Значит, надо производить продукцию, которой еще нет на рынке, и формировать спрос на нее или «теснить» конкурентов и захватывать рынки сбыта за счет более высокого качества, ассортимента продукции и низкой цены. Так мы опять вернемся к одной из основных составляющих себестоимости продукции – затратам электроэнергии и ее цене, о чем я говорила выше. Поэтому возрождать производства надо, но на основе глубокого анализа рынка и учета перспектив развития спроса, создания условий для местных товаропроизводителей, позволяющих им быть конкурентоспособными, в том числе за счет энергетической составляющей.
Конечно, это обобщенные рассуждения только об отдельных аспектах разработки проекта стратегии. Мы только в начале предстоящей сложной и многогранной работы над ней. Но, понимая ее значение для нашего будущего, призываю избавиться от иллюзий и мифов.
Надо избавиться от привычки уходить от ответственности и убеждать себя, что кто-то решит за нас все проблемы, а мы будем только критиковать сделанное другими, не меняясь и ничего не меняя в республике. Я уже столкнулась с ситуацией, когда наши специалисты, ученые могут десятилетиями поражать воображение слушателей громогласными, красноречивыми выступлениями о насущных проблемах развития республики, критиковать всех и все, что делается, ничего не предлагая взамен или предлагая общие фразы. Ничего системно выверенного, экономически обоснованного и по-настоящему цельного, перспективного... Как только просишь обосновать, просчитать, изучить перспективу высказанных идей, ораторы исчезают, остаются те, кому дорога республика и очень небезразличны люди, живущие в ней...
Я обращаюсь к последним: честным, активным, думающим и небезразличным! Да, проект стратегии – это документ, задающий приоритеты развития и поэтапную последовательность достижения целей с помощью плана мероприятий по ее реализации, часто это называют «дорожной картой». После утверждения на его основе должны формироваться программы социально-экономического развития республики, отраслевые, муниципальные программы, схемы территориального развития и т.д. Но какого бы высокого качества ни был разработанный проект, без каждодневной работы всех уровней власти, хозяйствующих субъектов и в целом гражданского общества он останется в списке очередных красивых бумажных мифов. Поэтому уже на начальном этапе я призываю всех жителей, особенно специалистов в той или иной сфере, активно участвовать в определении приоритетов и проектов развития республики. А поскольку она состоит из районов, и каждый район имеет свою специфику, потенциал развития, традиции производства и т.д., предлагаю вспомнить на страницах газеты, что успешно развивалось в каждом районе в былые времена и что можно еще возродить на новом уровне экономического развития.
А.ЦОРИЕВА, первый заместитель министра экономического развития РСО–А.
Газ. "Северная Осетия", 30 марта 2017 г., № 53