Основные направления совершенствования системы государственного управления определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601. А в 2010 году на федеральном уровне принято решение о внедрении в нормотворческий процесс механизмов оценки регулирующего воздействия, как основы повышения качества и эффективности государственного управления. Что же это за механизмы? Как они внедряются в республике? На эти вопросы ответила наша собеседница – начальник Управления оценки регулирующего воздействия и секторов экономики Министерства экономического развития республики, заслуженный экономист РСО–Алания Алета ЦОРИЕВА.
– Я не впервые говорю на страницах «СО» об оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов, ее сути и итогах внедрения в республике. Но прошел очередной год, и я напомню уважаемым читателям: оценка регулирующего воздействия – это механизм, совокупность способов государственного управления, которые позволяют определить последствия принятия того или иного нормативного правового акта, управленческого решения.
Для того чтобы понять значимость этого механизма для республики и страны в целом, не надо далеко ходить. Каждый из нас на себе испытывает влияние «правильных» и «неправильных» государственных решений, и качество нашей жизни – основной показатель их «правильности». Механизм оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов позволяет избежать и минимизировать количество ошибок в государственном управлении наиболее значимыми секторами экономики. На региональном уровне это предпринимательская и инвестиционная деятельность.
– Как оценка регулирующего воздействия влияет на процесс государственного управления?
– Прежде всего она совершенствует его с помощью аналитических методов и публичных консультаций. Для того чтобы написать проект нормативного правового акта, разработчик должен хорошо изучить проблемы той сферы, в которой хочет что-то изменить; определить, к каким положительным и отрицательным последствиям могут привести планируемые изменения, и, наконец, ответить на вопросы: что мы получим в результате изменений? насколько будут решены существующие проблемы? получит ли бюджетная система дополнительные доходы? выиграет или проиграет предприниматель, инвестор от вносимых изменений?
Но это только начальный этап проведения оценки регулирующего воздействия. Дальше необходимо вынести его содержание на суд тех, кого касается правовое регулирование, то есть провести публичные консультации и учесть мнение специалистов, предпринимателей (инвесторов) и просто граждан. А затем со всеми учтенными замечаниями проект акта поступает в Министерство экономического развития республики, где мы заключаем, принимать ли проект в предложенном варианте. Советуем, как его доработать, улучшить.
Обратите внимание, сколько появляется новых способов и возможностей повысить качество государственного управления, не допускать ошибок, приводящих к ухудшению и без того сложной социально-экономической ситуации. С другой стороны, предприниматели могут активно участвовать в разработке и принятии нормативных правовых актов, которые регулируют их деятельность, высказывать свое мнение, требовать его учета. И это не «фигура речи», а абсолютная реальность.
– Судя по количеству накопившихся проблем, сложно сказать, что озвученные методы у нас в республике широко используются… Так ли это?
– Да, в республике традиционно привыкли принимать волевые решения или, что еще хуже, решения, лоббирующие чьи-то узкие интересы, не учитывая общих интересов экономического развития и последствий. Думаю, при реальной оценке сложившейся ситуации это уйдет в прошлое. Должен сработать инстинкт самосохранения, если мы не хотим повторения украинского сценария. А что касается внедрения института оценки регулирующего воздействия в систему государственного управления республики, то Министерству экономического развития Северной Осетии функции уполномоченного органа по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов передали в середине 2014 года. Тогда в федеральном рейтинге качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации наша республика занимала 72-е место с оценкой «неудовлетворительный уровень». За полгода мы проделали работу, которая уже по итогам 2014 года вывела республику на 48-е место в категорию регионов с «хорошим уровнем» осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов. По итогам 2015 года Республика Северная Осетия – Алания занимает уже 31-е место в указанном рейтинге с оценкой «высший уровень».
За этими показателями – повседневная аналитическая работа, десятки проектов нормативных правовых актов, заключений, споров, публичных консультаций, а главное – желание и требование не допустить ошибки, не пропустить «сырой» документ, принятие которого ухудшит условия предпринимательской и инвестиционной деятельности в республике. По этим цифрам можно судить и о том, насколько новые методы принятия решений в системе государственного управления республики востребованы сегодня.
– Но сегодня, на мой взгляд, ситуация усложняется, что влечет за собой и необходимость совершенствования данного механизма. В этой связи каков план действий на ближайшую перспективу?
– В настоящем и будущем – дальнейшая работа по распространению оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на всех уровнях государственного управления. В текущем году надо законодательно определить внедрение оценки регулирующего воздействия на муниципальном уровне, подготовить специалистов, которые смогут грамотно оценивать проекты муниципальных актов, обеспечивать информационное сопровождение принимаемых мер и одновременно проводить анализ проектов, которые разрабатываются органами исполнительной власти республики. Особое внимание Экспертного совета при Министерстве экономического развития республики будет обращено на оценку фактического воздействия действующих нормативных правовых актов. У предпринимателей есть реальная возможность назвать те республиканские нормативные правовые акты, которые создают наибольшее количество административных барьеров, мешают развиваться, предложить варианты внесения в них изменений и вместе с органами власти работать над их совершенствованием, а может, и отменой. Ведь, повторю еще раз, от качества государственного управления и нормативных правовых актов, на основании которых оно осуществляется, исполнения нормативных требований напрямую зависит, как мы живем.
Интервью взял:
С. СУАНОВ.
Газ. "Северная Осетия" от 9 февраля 2016 г., № 21